Обращение с отходами

4.1. Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и их источников

Основными источниками отходов, образующихся в учреждении дошкольного образования являются:

  1. Упаковочные материалы из бумаги и полимеров
  2. Пластиковые упаковки.
  3. Листы из тетрадей, картон, использованные альбомные листы, листы печатной бумаги, цветной бумаги, старые газеты, журналы.
  4. Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура от фруктов).
  5. Растительные отходы (листья, цветы).

Отчет по результатам изучения образующихся отходов.

Был проведен анализ отходов в ГУДО "Детский сад № 50"  за неделю. Для чего ежедневно все отходы (каждый в отдельности) взвешивались. Результаты проведенной работы показали, что большая часть отходов приходится на бумагу (картон )- 60% и  на пищевые отходы, на долю которых приходится 24%, полимерные отходы - 15%, металлолом - 11%. Собранная бумага, картон были сданы на макулатуру, металл на металлолом, а часть полимерных отходов было решено использовать повторно.

Декабрь 2023

Декабрь 2023

Октябрь 2023-Май 2024

Март 2024

Апрель 2024

Апрель 2024

Выступление перед воспитанниками учреждения дошкольного образования

Тема: "Сделаем наш дом чище"

Цель: формирование первоначальных представлений о простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды.

Ребята, когда я шла в детский сад, встретила доктора Айболита. Он был встревожен и передал мне письмо для вас. Давайте его прочтем.

«Здравствуйте, дорогие ребята, только вы можете мне помочь. В нашем городе стали много болеть люди, животные, растения. Помогите, пожалуйста, разобраться: в чем причина и что мы можем сделать.»

Ваш доктор Айболит.

Ребята, как называется наш город?

Как вы думаете, что могло произойти в нем? Что навредило здоровью окружающей природы?

(Ответы: грязный воздух, мусор).

Как мы можем помочь и сохранить красоту и богатство природы и в целом нашей планеты?

Ответить на эти вопросы нам поможет рассказ В.А.Сухомлинского «Девочка в лесу».

Однажды Оля и Маша пошли в лес. После утомительной дороги они решили отдохнуть и пообедать. После обеда Оля собрала остатки еды в бумагу и бросила их под куст. Маша завернула и положила в сумку.

«Зачем ты берешь с собой мусор?» – спросила Оля. Брось под куст. «Ведь мы в лесу. Никто не увидит.» Маша тихо ответила подруге….

- Что, по-вашему, ответила Маша?

- Кто поступил правильно?

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки.

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но, когда летать начнут в мини-центр на ракете,

Пострашней произойдут беды на планете.

Как пойдут швырять кверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются, как град, старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдет круговорот мусора в природе?

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Вам бы хотелось так жить? Да, мусор нужно бросать в урну, сортировать его по разным бакам, а потом отвозить на специальные заводы на переработку.

Грязный воздух и вода, загрязненная земля, мусор и вызывают разные заболевания.

Поэтому болеют животные, растения, люди.

Помните, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню. Если каждый человек будет стремиться сделать свой дом, улицу, город чище, то вокруг будет красота, чистота и все будут здоровы! А природа снова будет дарить нам свои дары!

Клятва юных экологов:

Мы юные экологи плечом к плечу встаем!

И клятву нашей родине торжественно даем.

Мы клятву не забудем, как станем подрастать

Клянемся мы природу

Любить и защищать!

Ребята, давайте все вместе не допустим разрушения нашего города и планеты в целом.

Я передам это доктору Айболиту.

Май 2024

УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР 

Интегрированное занятие по образовательным областям

«Ребенок и природа» и «Ребенок и общество»

для детей старшей группы (5-6 лет) 

Программные задачи:

1.Формировать у детей элементы экологического сознания, экологической грамотности; формировать представления о необходимости сортировать мусор при сборе.

  1. Развивать умение дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены (стекло, пластик, бумага, металл); развивать навыки исследовательского поведения, умение делать несложные выводы-предложения.
  2. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы: интерактивная игра “Четвертый лишний”, видеоролик о Брестском мусороперерабатывающем заводе, мультимедийная презентация, материалы для долгосрочного опыта.

Предварительная работа: дидактические игры «Что из чего», «Назови какой», «Хорошо-плохо», просмотр видеороликов, акция «Пластиковый пакет, скажем тебе нет».

Ход занятия:

 

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад принесли конверт. Что же там может быть? (ответы). Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Присаживайтесь. Здесь диск, на котором что-то записано (демонстрация природы)

 

Воспитатель:

          Окружает нас среда:

Солнце, воздух, лес, вода,

И ромашковое поле,

Окружает нас с тобою

Синь небес, трава, цветок,

Ветра свежего глоток…

Чтоб все это сохранить,

Чтоб природе чистой быть,

Нужно нам ее ценить,

Заботой нежной окружать,

Всячески оберегать.

Звонок по скайпу.

 

          Природа обращается к нам за помощью:

          Скажу свою боль,

          Терпеть нет уж сил,

          Поверхность мою

          Мусор укрыл…

          Гляньте вокруг, на реке берега,

          На них горы мусора, словно стога.

          Под кустик в лесу загляните и там

          Горой оставляют туристы свой хлам.

          Поля не цветут, а чернеют там свалки,

          Бутылки, колеса, бетонные балки…

          Я в ранах смертельных, спасать меня надо!

          Я помощи вашей, друзья, буду рада.

В: Ребята, а как вы думаете, откуда берётся мусор? (Люди выбрасывают пакеты, бутылки, очистки, банки, бумагу, старые вещи).

В: А что произойдет если мусор не убирать? (Свалки, грязь, вонь).

В: Верно вы рассуждаете. Любая вещь приходит в негодность и оказывается на мусорке. Я предлагаю вам помочь природе. Вы согласны помочь природе? И чтобы помочь Природе освободиться от мусора, мы должны с вами вспомнить, разобраться, из чего сделаны те или иные вещи, предметы.   

Игра «Четвёртый лишний».

Детям предлагается определить лишний предмет по качеству материала.

                    

Динамическая пауза:

 Дружно вставайте, будем мусор собирать!

Мы по улице идем, на которой мы живем.

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.

Раз - в ведро, а два - в корзину.

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться,

Все вокруг преобразится.

В: Молодцы ребята! Все верно. О свойствах материалов мы с вами поговорили. Ежегодно от каждого человека, остается очень много мусора. Каждый человек за год выбрасывает тонну мусора – это целый грузовик.

(Обращаемся к мольберту).

В: Как мы избавляемся от мусора? Куда вы выбрасываете ненужные вещи?

(В мусорное ведро).

В: Куда потом мы его выносим? (В мусорный контейнер).

В: Правильно, молодцы. Затем мусор попадает в мусорный контейнер, а куда вывозят контейнеры с мусором? Ежедневно, в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку.

Дети с воспитателем выкладывают на мольберте наглядную схему пути следования мусора от мусорного ведра до свалки.

В: Свалка – это скопление мусора. Мусор загнивает и выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека и для природы.

         

В: Как вы думаете, что можно сделать с мусором потом? (Сжечь, закопать) Сжигать - это хорошо или плохо? (Плохо, потому что тяжело дышать). Закапывать – это  хорошо или плохо? (Плохо, потому что мусор будет мешать расти растениям ). Давайте с вами проведем опыт, и посмотрим, что произойдет с разными предметами если их закопать в землю.

Долгосрочный опыт.

Детям предлагается пройти  к столам, надеть перчатки, закопать в банку с землей предметы (из бумаги, пластика, дерева, металла), наклеить на банку картинку-символ, закопанного в банке предмета.

В: Мы будем поливать наши баночки, т.к. землю поливает дождик. Наблюдать, что будет происходить с предметами в течении долгого времени, и зарисовывать наши наблюдения в дневниках наблюдений. А теперь посмотрите на экран, куда еще попадает мусор? (На завод).

 

В: Отправляют  на мусороперерабатывающий завод. Там его сортируют: пластиковые и пластмассовые бутылки в одну сторону, бумагу в другую, стекло и железные банки отдельно. А потом всё перерабатывают и получают новый материал, с которого уже изготавливают новые полезные изделия.

Динамическая пауза.

Дружно вставайте, будем мусор собирать!

Мы по улице идем, на которой мы живем

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем

Раз - в ведро, а два - в корзину.

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудится

Все вокруг преобразится.

Игра «Сортировка мусора».

Детям предлагается пройти к столу и рассортировать предметы по контейнерам с условными обозначениями (бумага, пластик, металл, стекло).

В: Ребята какие вы молодцы, что решили помочь природе. Давайте посмотрим ролик, и он нам расскажет, что происходит с мусором, когда он попал на мусороперерабатывающий завод. Таких заводов в нашей Беларуси 3, и один находится в нашем городе Бресте.

Просмотр видеоролика «Брестский мусороперерабатывающий завод».

 

Рефлексия.

В: Вы, ребята, увидели, что из мусора получают новые предметы. И мы с вами сейчас дадим вторую жизнь нашим одноразовым стаканчикам. Сделаем игрушки. Но игрушки не простые, а особенные: кто считает, что нужно помогать природе и сортировать мусор, сделает веселую игрушку. А кто считает, что природа и сама справится, и ей помогать не нужно, тот делает грустную игрушку.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.– Минск : Аверсэв, 2016, 2017. – 255 с.
  2. Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Сэр-Вит, 2019. – 232 с.
  3. Смолер, Е.И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности / Е.И. Смолер. Минск: Нац. Ин-т образования, 2014. 94 с.

 

 

 

 

 

свернуть

4.2 Разработка плана действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

Октябрь 2023

 

свернуть

4.3 Реализация плана действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования.

Октябрь 2023

Октябрь 2023

 Разработка рекомендаций по раздельному сбору мусора и сдача бытовых отходов

Октябрь 2023-Май 2024

Октябрь 2023-Май 2024

Декабрь 2023

 Организация и проведение конкурсов поделок "Вторая жизнь отходов"

Январь 2024

Октябрь 2023-Май 2024

 Видеоэкскурсия на Брестский мусороперерабатывающий завод

Октябрь 2023-Май 2024

Октябрь 2023-Май 2024

 

свернуть

4.4 Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендаций по их раздельному сбору и сдаче.

     В октябре воспитанники старших групп вместе с воспитателями провели изучение состава образующихся в дошкольном учреждении отходов и проанализировали источники их образования. В мониторинге приняли участие 83 человека, в том числе и сотрудники детского сада. Для организации раздельного сбора мусора были приобретены контейнеры для разных видов отходов. В результате изучения были получены следующие данные:

  Отходы, которые были найдены в результате исследования

Вес отходов, граммы

  Группы, кабинеты

  Пищеблок

Пищевые отходы:

 300

3780

Картофельные очистки

-

 

2000

 

Листья капусты

-

1500

Скорлупа яиц

-

390

Очистки от фруктов

300

       -

Бумага, картон

1500

    2000

Бутылки от растительного масла

-

150

Пластик

70

200

Металлы

-

150

Тетрапакеты

20

400

Растительные отходы

150

-

Другие отходы

300

420

Общее количество мусора

2340

7200

Всего

9540

 Основными источниками отходов, образующихся в учреждении дошкольного образования:

  1.      Упаковочные материалы из бумаги и пластика от печенья, соков и т.д.
  2.      Пластиковые упаковки от йогурта,  пришедшие в непригодность ручки, линейки, сломанные игрушки и игровые пособия и т.д.
  3.      Листы бумаги, упаковочная бумага, картон, картонные коробки и т.д.
  4.      Пищевые отходы (очистки картофеля, моркови, обрезки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов и т.д.).
  5.      Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  6.      Металлы (консервные банки металлические).

В рамках реализации действий по минимизации отходов в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 50 г. Бреста» был изучен состав отходов, образующихся в учреждении, проведен анализ. Для детей было организовано выступление на тему «Сделаем наш дом чище», в учреждении проведена акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру!». Были приобретены контейнеры для раздельного сбора мусора, а также контейнеры для сбора. Сотрудники участвовали в месячнике по наведению порядка, благоустройству и озеленению территории. Детьми были изготовлены памятки, буклеты, листовки по пропаганде раздельного сбора мусора. Совместно с родителями дети изготавливали поделки из бытовых отходов на тему « Вторая жизнь отходов».

Октябрь 2023

Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их отдельному сбору и сдаче.

Результаты изучения состава и количества отходов,

образующихся в домашних условиях за три дня.

Участники: Семья Фрид.

  1. Бумага: 0.6 кг (упаковки от печенья, конфет, яиц, использованные листы)
  2. Пластик:  0.5 кг (6 бутылок, баночки от йогурта-9, контейнер от яиц-2)
  3. Стекло: 1.5 кг (банки, бутылки)
  4. Смешанные отходы: 3.1 кг (кожура от овощей и фруктов, пакеты от молока и сметаны, кости)
  5. Металл: 0.15 (консервные банки-3)

 Рекомендации по раздельному сбору мусора и сдача бытовых отходов.

  • Подготовьте место для раздельного сбора отходов.
  • Собирайте отходы раздельно.
  • Раздельно собранные отходы – это не мусор, это вторичное сырье.
  • Макулатуру, стекло, изделия из пластика и полиэтилена, текстиль, металл сдавать в приёмно-заготовительные пункты.
  • Не выбрасывайте использованные батарейки, а сдавайте в специализированные контейнеры.
  • Покупая товары в магазине, отдайте предпочтение бумажной упаковке.
  • Ненужные одежду и обувь отдавайте тем, кто в этом нуждается.
  • Используйте многоразовую матерчатую сумку для покупок, тем самым вы сократите приобретение полиэтиленовых пакетов.
  • Советуйте так поступать другим.

Октябрь 2023

Ноябрь 2023

Информационный час

Тема: Культура обращения с отходами.

Цель: формирование экологической грамотности у педагогов, воспитанников и их родителей по вопросам бережливого отношения к природным ресурсам и расширение представлений о возможностях переработки бытовых отходов, формирование экологической культуры.

Представьте себе: бескрайние заснеженные просторы Арктики, чистый морозный воздух, белые медведи и полиэтиленовые пакеты, вынесенные на берег океаном. Не слишком приятное зрелище, правда? Но сегодня оно стало реальностью! Мы превращаем нашу планету в огромную свалку.

Как решают проблему отходов за границей? Мусор мы можем сортировать дома? Что делать, чтобы воспитать у ребенка бережное отношение к планете?

Давайте разбираться вместе.

Зачем сортировать мусор?

  С каждым днем ​​мы все ближе приближаемся к глобальной экологической катастрофе. Отходы, гниющие на свалках, загрязняют окружающую среду и разрушают экосистемы.

  Кроме того, мусорные полигоны имеют свойство переполняться.    Но почти 40% общего мусора — это ресурсно-ценные компоненты: бумага, пластик, стекло, металлы. Их можно спасти от свалок, начав разделять отходы.

    Как решают проблему отходов за границей?

    Почти в каждой развитой стране мира сортировки и переработка отходов является обычным делом, часто достигая 99%. Одним из лидеров утилизации и переработки отходов в Европе является Швейцария. Это государство, в котором каждый пакет несортированного мусора будет стоить несколько франков, а штрафы за «неоплаченные» отходы достигают десятков тысяч франков. Еще в 2000 году в Швейцарии были запрещены мусорные полигоны, поэтому сегодня более половины всего мусора идет на переработку, а остальное сжигается.

    В Швеции создали эффективную и прибыльную технологию преобразования бытовых отходов на электроэнергию. Утилизация твердых отходов обеспечивает 20% тепла в шведских домах. Кроме того, на отходах функционирует 30 электростанций, сжигающих 5,5 млн тонн мусора в год. Важно, что сортировка мусора в Швеции является добровольным делом, а правительство только проводит информационные кампании по раздельному сбору отходов.

    Турецкие компании отапливают теплицы с помощью дешевой энергии, полученной от переработки отходов. Кроме того, компост — продукт переработки органических отходов — прекрасное удобрение, с помощью которого в таких теплицах выращивают помидоры, клубнику и даже орхидеи.

    А в южнокорейском «городе будущего» Сонгдо вместо мусороуборочных машин за отходы отвечает подземная система: специальная канализация забирает мусор непосредственно из квартир. Отходы транспортируются через подземные трубы к сортировочным механизмам (и в будущем будут перерабатываться на газ).

    Во всех странах за отсортированным мусором приезжают отдельные машины (одна — за стеклом, другая — за бумагой, упаковкой и т.п.). В нашей стране — только одна. А потом она может завезти весь мусор на свалку».

Какие отходы мы можем сортировать дома?

  1. Сегодня большую часть всего бытового мусора составляют пластиковые отходы — полиэтиленовые пакеты, ПЭТ-бутылки, использованные флаконы от бытовой химии и другая пластиковая упаковка. Стоит помнить, что именно пластик больше всего вредит окружающей среде — он долго разлагается (300-1000 лет), опасен при горении, уничтожает флору и фауну.             

2. Второе место среди домашних отходов занимает бумага — это газеты, глянцевые журналы, школьные тетради и альбомы, упаковка из тонкого картона и тому подобное.                                                                                                    

3. Совсем мало в бытовых отходах накапливается стекла — бутылки, флаконы от лекарств, парфюмерии и косметики.                                                                

4. Еще меньше металла — алюминиевые банки, металлические крышечки от напитков и крышки от консервации, иногда сломанные кухонные приборы.

      Эксперты советуют дома использовать 2 контейнера для отходов, идущих на переработку: один — для пластика, металла и стекла; другой — для бумаги.

    Непригодными для переработки являются: детские подгузники, женские предметы гигиены влажные салфетки; фольгированный бумага;

ПЭТ-бутылки молочного цвета упаковка, которая не имеет треугольника переработки.

    К опасным отходам относятся: энергосберегающие и люминесцентные лампы; гаджеты и аккумуляторы; автомобильные шины; батарейки.

   Такие отходы необходимо собирать отдельно и передавать на утилизацию специальным фирмам. Выброшенные на свалку, они загрязняют среду и негативно влияют на наше здоровье. Так, под тяжестью мусора энергосберегающая лампа может треснуть, и вследствие этого испарения ртути попадут в легкие прохожих, вызывая необратимые изменения в организме.

     Как правильно сортировать отходы?

    Основная цель сортировки — получить полезную привычку — не выбрасывать ценные вторичные ресурсы на свалки. Даже в условиях городской квартиры сортировка мусора является не таким сложным делом, как может показаться на первый взгляд. Предлагаем вам такие шаги на пути к распределению отходов:

    Шаг 1. Узнайте, какие виды вторсырья принимают в вашем городе и где расположены пункты приема.

    Шаг 2. Спросите, в каком виде принимается вторсырье.

    Шаг 3. Выделите место для сбора отходов.

    Шаг 4. Придерживайтесь общих правил сортировки вторсырья:

сохраняйте вторсырье и органические отходы в разных контейнерах; промывайте тары от остатков пищи, удаляйте этикетки;

сплющивайте картонные коробки, металлические банки, скручивайте бутылки из пластика — так они будут занимать меньше места; опасные отходы (лампы, термометры) сохраняйте перед сдачей в коробках или контейнерах.

    Чтобы уменьшить количество мусора в вашей жизни, необходимо:

    1. Избегать покупки товаров (и упаковки), которые нельзя сдавать на переработку (обращайте внимание на наличие кода, покупая вещи)

    2. Отдавайте предпочтение качественным товарам с длительным сроком службы.

    3. Избегайте всего одноразового

      Как привлечь детей к сортировке мусора?

    Научить ребенка заботиться о нашей планете — первоочередная задача для родителей, которые хотят, чтобы их дети выросли сознательными и здоровыми.

    Конечно, самым важным будет пример родителей. Знания, навыки и привычки, полученные от родных людей, очень важны для ребенка и определяют его поступки в будущем.

Поэтому относиться бережно к планете нужно начинать дома и привлекать к этому детей.

Предлагает  начать с простых шагов:

 1. Дети — очень любознательные, интересуются всем новым, им хочется исследовать мир и узнавать его тайны. Расскажите детям, почему важно научиться сортировать мусор и сдавать его на переработку в пункты приема вторсырья.

  2. Ходите в магазин с эко-сумкой. Покажите ребенку, что кучу полиэтиленовых пакетов можно заменить стильным ранцем или эко-сумкой, которые не только практичны, но и не будут вредить окружающей среде.

 3. Начните сортировать мусор. Объясните, почему важно научиться сортировать мусор и сдавать его на переработку в пункты приема вторсырья. Обычно детям нравится процесс сортировки, ведь он напоминает игру.

 4. Смотрите фильмы и видеоролики о природе и экологии (для семейного просмотра интересным будет фильм «Home»; можете посмотреть также недавний видеоклип группы ONUKA названием «STRUM», который побуждает задуматься над нашим поведением).

5. Выращивайте комнатные растения. Растения нужны не только для украшения интерьера, но и для очистки воздуха и обогащения его кислородом. Выращивание растений — увлекательное и полезное занятие как для детей, так и для взрослых.

6. Экономьте воду. Научите детей выключать воду, когда они чистят зубы. Расскажите ребенку, как важна вода для жизни и почему её нужно экономить.

7. Выключайте свет. Выходя из комнаты, не забывайте выключать свет, если у вас установлено лампу накаливания. Что касается люминесцентных ламп, то они перегорают при частых включениях-выключениях, поэтому выключайте только в случае, если выходите из комнаты более чем на 15 мин.

8. Не выбрасывайте опасный мусор в общую помойку. Расскажите ребенку, почему нельзя выбрасывать батарейки, аккумуляторы и подобные токсичные вещи в обычные свалки.

9. Выбирайте стеклянную тару вместо пластиковой. Стекло легче переделать. Кроме того, пластик часто содержит вредные вещества.

10. Используйте пищевые отходы с пользой. Если у вас есть огород или сад, организуйте участок для приготовления компоста — натурального органического удобрения для растений с пищевых отходов. Расскажите детям о простом и полезном способе переработки остатков овощей и фруктов. Несложная работа на приусадебном участке укрепит иммунитет ребенка и улучшит настроение.

11. Активируйте энергосберегающий режим техники. Компьютеры, телевизор, другая домашняя электроника имеет функцию энергосберегающего режима. Покажите детям, как установить в электронике оптимальные энергосберегающие настройки для экономии электроэнергии в течение дня, и напомните, что на ночь электронику лучше выключать. Так, выключения компьютера поможет сэкономить до 40 Вт электроэнергии в сутки.

 12. Покупайте только нужные товары и не выбрасывайте лишнего. Расскажите, что ненужные вещи могут быть полезными для кого-то: их можно раздать друзьям или отнести в благотворительный фонд.

13. Выбирайте игрушки из натуральных материалов: ткани, дерева, бумаги. Такие игрушки легче перерабатываются и не вредят окружающей среде. К тому же, они безопасны для ребенка.

 Задумайтесь: ежегодно мы производим более 2 миллиардов тонн мусора. Поэтому давайте сортировать его ради будущего!

Октябрь 2023-Май 2024

Проведение акций по сбору макулатуры 

Тема: "Собери макулатуру-спаси дерево".

Цель: формирование ответственного отношения к энергоресурсам и привлечение внимания к проблеме утилизации отходов, улучшение общеэкологической обстановки.

Конкурс экологических методических разработок, дидактических игр и пособий.

Апрель 2024

свернуть
поделиться в: