Обращение с отходами
4.1. Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и их источников
Основными источниками отходов, образующихся в учреждении дошкольного образования являются:
- Упаковочные материалы из бумаги и полимеров.
- Пластиковые упаковки.
- Листы из тетрадей, картон, использованные альбомные листы, листы печатной бумаги, цветной бумаги, старые газеты, журналы.
- Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура от фруктов).
- Растительные отходы (листья, цветы).
Отчет по результатам изучения образующихся отходов.
Был проведен анализ отходов в ГУДО "Детский сад № 50" за неделю. Для чего ежедневно все отходы (каждый в отдельности) взвешивались. Результаты проведенной работы показали, что большая часть отходов приходится на бумагу (картон )- 60% и на пищевые отходы, на долю которых приходится 24%, полимерные отходы - 15%, металлолом - 11%. Собранная бумага, картон были сданы на макулатуру, металл на металлолом, а часть полимерных отходов было решено использовать повторно.
Декабрь 2023
Декабрь 2023
Октябрь 2023-Май 2024
Март 2024
Апрель 2024
Апрель 2024
Выступление перед воспитанниками учреждения дошкольного образования
Тема: "Сделаем наш дом чище"
Цель: формирование первоначальных представлений о простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды.
Ребята, когда я шла в детский сад, встретила доктора Айболита. Он был встревожен и передал мне письмо для вас. Давайте его прочтем.
«Здравствуйте, дорогие ребята, только вы можете мне помочь. В нашем городе стали много болеть люди, животные, растения. Помогите, пожалуйста, разобраться: в чем причина и что мы можем сделать.»
Ваш доктор Айболит.
Ребята, как называется наш город?
Как вы думаете, что могло произойти в нем? Что навредило здоровью окружающей природы?
(Ответы: грязный воздух, мусор).
Как мы можем помочь и сохранить красоту и богатство природы и в целом нашей планеты?
Ответить на эти вопросы нам поможет рассказ В.А.Сухомлинского «Девочка в лесу».
Однажды Оля и Маша пошли в лес. После утомительной дороги они решили отдохнуть и пообедать. После обеда Оля собрала остатки еды в бумагу и бросила их под куст. Маша завернула и положила в сумку.
«Зачем ты берешь с собой мусор?» – спросила Оля. Брось под куст. «Ведь мы в лесу. Никто не увидит.» Маша тихо ответила подруге….
- Что, по-вашему, ответила Маша?
- Кто поступил правильно?
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки.
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но, когда летать начнут в мини-центр на ракете,
Пострашней произойдут беды на планете.
Как пойдут швырять кверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются, как град, старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдет круговорот мусора в природе?
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Вам бы хотелось так жить? Да, мусор нужно бросать в урну, сортировать его по разным бакам, а потом отвозить на специальные заводы на переработку.
Грязный воздух и вода, загрязненная земля, мусор и вызывают разные заболевания.
Поэтому болеют животные, растения, люди.
Помните, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню. Если каждый человек будет стремиться сделать свой дом, улицу, город чище, то вокруг будет красота, чистота и все будут здоровы! А природа снова будет дарить нам свои дары!
Клятва юных экологов:
Мы юные экологи плечом к плечу встаем!
И клятву нашей родине торжественно даем.
Мы клятву не забудем, как станем подрастать
Клянемся мы природу
Любить и защищать!
Ребята, давайте все вместе не допустим разрушения нашего города и планеты в целом.
Я передам это доктору Айболиту.
Май 2024
УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР
Интегрированное занятие по образовательным областям
«Ребенок и природа» и «Ребенок и общество»
для детей старшей группы (5-6 лет)
Программные задачи:
1.Формировать у детей элементы экологического сознания, экологической грамотности; формировать представления о необходимости сортировать мусор при сборе.
- Развивать умение дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены (стекло, пластик, бумага, металл); развивать навыки исследовательского поведения, умение делать несложные выводы-предложения.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы: интерактивная игра “Четвертый лишний”, видеоролик о Брестском мусороперерабатывающем заводе, мультимедийная презентация, материалы для долгосрочного опыта.
Предварительная работа: дидактические игры «Что из чего», «Назови какой», «Хорошо-плохо», просмотр видеороликов, акция «Пластиковый пакет, скажем тебе нет».
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад принесли конверт. Что же там может быть? (ответы). Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Присаживайтесь. Здесь диск, на котором что-то записано (демонстрация природы)
Воспитатель:
Окружает нас среда:
Солнце, воздух, лес, вода,
И ромашковое поле,
Окружает нас с тобою
Синь небес, трава, цветок,
Ветра свежего глоток…
Чтоб все это сохранить,
Чтоб природе чистой быть,
Нужно нам ее ценить,
Заботой нежной окружать,
Всячески оберегать.
Звонок по скайпу.
Природа обращается к нам за помощью:
Скажу свою боль,
Терпеть нет уж сил,
Поверхность мою
Мусор укрыл…
Гляньте вокруг, на реке берега,
На них горы мусора, словно стога.
Под кустик в лесу загляните и там
Горой оставляют туристы свой хлам.
Поля не цветут, а чернеют там свалки,
Бутылки, колеса, бетонные балки…
Я в ранах смертельных, спасать меня надо!
Я помощи вашей, друзья, буду рада.
В: Ребята, а как вы думаете, откуда берётся мусор? (Люди выбрасывают пакеты, бутылки, очистки, банки, бумагу, старые вещи).
В: А что произойдет если мусор не убирать? (Свалки, грязь, вонь).
В: Верно вы рассуждаете. Любая вещь приходит в негодность и оказывается на мусорке. Я предлагаю вам помочь природе. Вы согласны помочь природе? И чтобы помочь Природе освободиться от мусора, мы должны с вами вспомнить, разобраться, из чего сделаны те или иные вещи, предметы.
Игра «Четвёртый лишний».
Детям предлагается определить лишний предмет по качеству материала.
Динамическая пауза:
Дружно вставайте, будем мусор собирать!
Мы по улице идем, на которой мы живем.
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз - в ведро, а два - в корзину.
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться,
Все вокруг преобразится.
В: Молодцы ребята! Все верно. О свойствах материалов мы с вами поговорили. Ежегодно от каждого человека, остается очень много мусора. Каждый человек за год выбрасывает тонну мусора – это целый грузовик.
(Обращаемся к мольберту).
В: Как мы избавляемся от мусора? Куда вы выбрасываете ненужные вещи?
(В мусорное ведро).
В: Куда потом мы его выносим? (В мусорный контейнер).
В: Правильно, молодцы. Затем мусор попадает в мусорный контейнер, а куда вывозят контейнеры с мусором? Ежедневно, в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку.
Дети с воспитателем выкладывают на мольберте наглядную схему пути следования мусора от мусорного ведра до свалки.
В: Свалка – это скопление мусора. Мусор загнивает и выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека и для природы.
В: Как вы думаете, что можно сделать с мусором потом? (Сжечь, закопать) Сжигать - это хорошо или плохо? (Плохо, потому что тяжело дышать). Закапывать – это хорошо или плохо? (Плохо, потому что мусор будет мешать расти растениям ). Давайте с вами проведем опыт, и посмотрим, что произойдет с разными предметами если их закопать в землю.
Долгосрочный опыт.
Детям предлагается пройти к столам, надеть перчатки, закопать в банку с землей предметы (из бумаги, пластика, дерева, металла), наклеить на банку картинку-символ, закопанного в банке предмета.
В: Мы будем поливать наши баночки, т.к. землю поливает дождик. Наблюдать, что будет происходить с предметами в течении долгого времени, и зарисовывать наши наблюдения в дневниках наблюдений. А теперь посмотрите на экран, куда еще попадает мусор? (На завод).
В: Отправляют на мусороперерабатывающий завод. Там его сортируют: пластиковые и пластмассовые бутылки в одну сторону, бумагу в другую, стекло и железные банки отдельно. А потом всё перерабатывают и получают новый материал, с которого уже изготавливают новые полезные изделия.
Динамическая пауза.
Дружно вставайте, будем мусор собирать!
Мы по улице идем, на которой мы живем
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем
Раз - в ведро, а два - в корзину.
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудится
Все вокруг преобразится.
Игра «Сортировка мусора».
Детям предлагается пройти к столу и рассортировать предметы по контейнерам с условными обозначениями (бумага, пластик, металл, стекло).
В: Ребята какие вы молодцы, что решили помочь природе. Давайте посмотрим ролик, и он нам расскажет, что происходит с мусором, когда он попал на мусороперерабатывающий завод. Таких заводов в нашей Беларуси 3, и один находится в нашем городе Бресте.
Просмотр видеоролика «Брестский мусороперерабатывающий завод».
Рефлексия.
В: Вы, ребята, увидели, что из мусора получают новые предметы. И мы с вами сейчас дадим вторую жизнь нашим одноразовым стаканчикам. Сделаем игрушки. Но игрушки не простые, а особенные: кто считает, что нужно помогать природе и сортировать мусор, сделает веселую игрушку. А кто считает, что природа и сама справится, и ей помогать не нужно, тот делает грустную игрушку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.– Минск : Аверсэв, 2016, 2017. – 255 с.
- Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Сэр-Вит, 2019. – 232 с.
- Смолер, Е.И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности / Е.И. Смолер. Минск: Нац. Ин-т образования, 2014. 94 с.
4.2 Разработка плана действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
Октябрь 2023
4.3 Реализация плана действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования.
Октябрь 2023
Октябрь 2023
Разработка рекомендаций по раздельному сбору мусора и сдача бытовых отходов
Октябрь 2023-Май 2024
Октябрь 2023-Май 2024
Декабрь 2023
Организация и проведение конкурсов поделок "Вторая жизнь отходов"
Январь 2024
Октябрь 2023-Май 2024
Видеоэкскурсия на Брестский мусороперерабатывающий завод
Октябрь 2023-Май 2024
Октябрь 2023-Май 2024
4.4 Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендаций по их раздельному сбору и сдаче.
В октябре воспитанники старших групп вместе с воспитателями провели изучение состава образующихся в дошкольном учреждении отходов и проанализировали источники их образования. В мониторинге приняли участие 83 человека, в том числе и сотрудники детского сада. Для организации раздельного сбора мусора были приобретены контейнеры для разных видов отходов. В результате изучения были получены следующие данные:
Отходы, которые были найдены в результате исследования |
Вес отходов, граммы |
|
Группы, кабинеты |
Пищеблок |
|
Пищевые отходы: |
300 |
3780 |
Картофельные очистки |
-
|
2000
|
Листья капусты |
- |
1500 |
Скорлупа яиц |
- |
390 |
Очистки от фруктов |
300 |
- |
Бумага, картон |
1500 |
2000 |
Бутылки от растительного масла |
- |
150 |
Пластик |
70 |
200 |
Металлы |
- |
150 |
Тетрапакеты |
20 |
400 |
Растительные отходы |
150 |
- |
Другие отходы |
300 |
420 |
Общее количество мусора |
2340 |
7200 |
Всего |
9540 |
Основными источниками отходов, образующихся в учреждении дошкольного образования:
- Упаковочные материалы из бумаги и пластика от печенья, соков и т.д.
- Пластиковые упаковки от йогурта, пришедшие в непригодность ручки, линейки, сломанные игрушки и игровые пособия и т.д.
- Листы бумаги, упаковочная бумага, картон, картонные коробки и т.д.
- Пищевые отходы (очистки картофеля, моркови, обрезки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов и т.д.).
- Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
- Металлы (консервные банки металлические).
В рамках реализации действий по минимизации отходов в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 50 г. Бреста» был изучен состав отходов, образующихся в учреждении, проведен анализ. Для детей было организовано выступление на тему «Сделаем наш дом чище», в учреждении проведена акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру!». Были приобретены контейнеры для раздельного сбора мусора, а также контейнеры для сбора. Сотрудники участвовали в месячнике по наведению порядка, благоустройству и озеленению территории. Детьми были изготовлены памятки, буклеты, листовки по пропаганде раздельного сбора мусора. Совместно с родителями дети изготавливали поделки из бытовых отходов на тему « Вторая жизнь отходов».
Октябрь 2023
Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их отдельному сбору и сдаче.
Результаты изучения состава и количества отходов,
образующихся в домашних условиях за три дня.
Участники: Семья Фрид.
- Бумага: 0.6 кг (упаковки от печенья, конфет, яиц, использованные листы)
- Пластик: 0.5 кг (6 бутылок, баночки от йогурта-9, контейнер от яиц-2)
- Стекло: 1.5 кг (банки, бутылки)
- Смешанные отходы: 3.1 кг (кожура от овощей и фруктов, пакеты от молока и сметаны, кости)
- Металл: 0.15 (консервные банки-3)
Рекомендации по раздельному сбору мусора и сдача бытовых отходов.
- Подготовьте место для раздельного сбора отходов.
- Собирайте отходы раздельно.
- Раздельно собранные отходы – это не мусор, это вторичное сырье.
- Макулатуру, стекло, изделия из пластика и полиэтилена, текстиль, металл сдавать в приёмно-заготовительные пункты.
- Не выбрасывайте использованные батарейки, а сдавайте в специализированные контейнеры.
- Покупая товары в магазине, отдайте предпочтение бумажной упаковке.
- Ненужные одежду и обувь отдавайте тем, кто в этом нуждается.
- Используйте многоразовую матерчатую сумку для покупок, тем самым вы сократите приобретение полиэтиленовых пакетов.
- Советуйте так поступать другим.
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Информационный час
Тема: Культура обращения с отходами.
Цель: формирование экологической грамотности у педагогов, воспитанников и их родителей по вопросам бережливого отношения к природным ресурсам и расширение представлений о возможностях переработки бытовых отходов, формирование экологической культуры.
Представьте себе: бескрайние заснеженные просторы Арктики, чистый морозный воздух, белые медведи и полиэтиленовые пакеты, вынесенные на берег океаном. Не слишком приятное зрелище, правда? Но сегодня оно стало реальностью! Мы превращаем нашу планету в огромную свалку.
Как решают проблему отходов за границей? Мусор мы можем сортировать дома? Что делать, чтобы воспитать у ребенка бережное отношение к планете?
Давайте разбираться вместе.
Зачем сортировать мусор?
С каждым днем мы все ближе приближаемся к глобальной экологической катастрофе. Отходы, гниющие на свалках, загрязняют окружающую среду и разрушают экосистемы.
Кроме того, мусорные полигоны имеют свойство переполняться. Но почти 40% общего мусора — это ресурсно-ценные компоненты: бумага, пластик, стекло, металлы. Их можно спасти от свалок, начав разделять отходы.
Как решают проблему отходов за границей?
Почти в каждой развитой стране мира сортировки и переработка отходов является обычным делом, часто достигая 99%. Одним из лидеров утилизации и переработки отходов в Европе является Швейцария. Это государство, в котором каждый пакет несортированного мусора будет стоить несколько франков, а штрафы за «неоплаченные» отходы достигают десятков тысяч франков. Еще в 2000 году в Швейцарии были запрещены мусорные полигоны, поэтому сегодня более половины всего мусора идет на переработку, а остальное сжигается.
В Швеции создали эффективную и прибыльную технологию преобразования бытовых отходов на электроэнергию. Утилизация твердых отходов обеспечивает 20% тепла в шведских домах. Кроме того, на отходах функционирует 30 электростанций, сжигающих 5,5 млн тонн мусора в год. Важно, что сортировка мусора в Швеции является добровольным делом, а правительство только проводит информационные кампании по раздельному сбору отходов.
Турецкие компании отапливают теплицы с помощью дешевой энергии, полученной от переработки отходов. Кроме того, компост — продукт переработки органических отходов — прекрасное удобрение, с помощью которого в таких теплицах выращивают помидоры, клубнику и даже орхидеи.
А в южнокорейском «городе будущего» Сонгдо вместо мусороуборочных машин за отходы отвечает подземная система: специальная канализация забирает мусор непосредственно из квартир. Отходы транспортируются через подземные трубы к сортировочным механизмам (и в будущем будут перерабатываться на газ).
Во всех странах за отсортированным мусором приезжают отдельные машины (одна — за стеклом, другая — за бумагой, упаковкой и т.п.). В нашей стране — только одна. А потом она может завезти весь мусор на свалку».
Какие отходы мы можем сортировать дома?
1. Сегодня большую часть всего бытового мусора составляют пластиковые отходы — полиэтиленовые пакеты, ПЭТ-бутылки, использованные флаконы от бытовой химии и другая пластиковая упаковка. Стоит помнить, что именно пластик больше всего вредит окружающей среде — он долго разлагается (300-1000 лет), опасен при горении, уничтожает флору и фауну.
2. Второе место среди домашних отходов занимает бумага — это газеты, глянцевые журналы, школьные тетради и альбомы, упаковка из тонкого картона и тому подобное.
3. Совсем мало в бытовых отходах накапливается стекла — бутылки, флаконы от лекарств, парфюмерии и косметики.
4. Еще меньше металла — алюминиевые банки, металлические крышечки от напитков и крышки от консервации, иногда сломанные кухонные приборы.
Эксперты советуют дома использовать 2 контейнера для отходов, идущих на переработку: один — для пластика, металла и стекла; другой — для бумаги.
Непригодными для переработки являются: детские подгузники, женские предметы гигиены влажные салфетки; фольгированный бумага;
ПЭТ-бутылки молочного цвета упаковка, которая не имеет треугольника переработки.
К опасным отходам относятся: энергосберегающие и люминесцентные лампы; гаджеты и аккумуляторы; автомобильные шины; батарейки.
Такие отходы необходимо собирать отдельно и передавать на утилизацию специальным фирмам. Выброшенные на свалку, они загрязняют среду и негативно влияют на наше здоровье. Так, под тяжестью мусора энергосберегающая лампа может треснуть, и вследствие этого испарения ртути попадут в легкие прохожих, вызывая необратимые изменения в организме.
Как правильно сортировать отходы?
Основная цель сортировки — получить полезную привычку — не выбрасывать ценные вторичные ресурсы на свалки. Даже в условиях городской квартиры сортировка мусора является не таким сложным делом, как может показаться на первый взгляд. Предлагаем вам такие шаги на пути к распределению отходов:
Шаг 1. Узнайте, какие виды вторсырья принимают в вашем городе и где расположены пункты приема.
Шаг 2. Спросите, в каком виде принимается вторсырье.
Шаг 3. Выделите место для сбора отходов.
Шаг 4. Придерживайтесь общих правил сортировки вторсырья:
сохраняйте вторсырье и органические отходы в разных контейнерах; промывайте тары от остатков пищи, удаляйте этикетки;
сплющивайте картонные коробки, металлические банки, скручивайте бутылки из пластика — так они будут занимать меньше места; опасные отходы (лампы, термометры) сохраняйте перед сдачей в коробках или контейнерах.
Чтобы уменьшить количество мусора в вашей жизни, необходимо:
1. Избегать покупки товаров (и упаковки), которые нельзя сдавать на переработку (обращайте внимание на наличие кода, покупая вещи)
2. Отдавайте предпочтение качественным товарам с длительным сроком службы.
3. Избегайте всего одноразового
Как привлечь детей к сортировке мусора?
Научить ребенка заботиться о нашей планете — первоочередная задача для родителей, которые хотят, чтобы их дети выросли сознательными и здоровыми.
Конечно, самым важным будет пример родителей. Знания, навыки и привычки, полученные от родных людей, очень важны для ребенка и определяют его поступки в будущем.
Поэтому относиться бережно к планете нужно начинать дома и привлекать к этому детей.
Предлагает начать с простых шагов:
1. Дети — очень любознательные, интересуются всем новым, им хочется исследовать мир и узнавать его тайны. Расскажите детям, почему важно научиться сортировать мусор и сдавать его на переработку в пункты приема вторсырья.
2. Ходите в магазин с эко-сумкой. Покажите ребенку, что кучу полиэтиленовых пакетов можно заменить стильным ранцем или эко-сумкой, которые не только практичны, но и не будут вредить окружающей среде.
3. Начните сортировать мусор. Объясните, почему важно научиться сортировать мусор и сдавать его на переработку в пункты приема вторсырья. Обычно детям нравится процесс сортировки, ведь он напоминает игру.
4. Смотрите фильмы и видеоролики о природе и экологии (для семейного просмотра интересным будет фильм «Home»; можете посмотреть также недавний видеоклип группы ONUKA названием «STRUM», который побуждает задуматься над нашим поведением).
5. Выращивайте комнатные растения. Растения нужны не только для украшения интерьера, но и для очистки воздуха и обогащения его кислородом. Выращивание растений — увлекательное и полезное занятие как для детей, так и для взрослых.
6. Экономьте воду. Научите детей выключать воду, когда они чистят зубы. Расскажите ребенку, как важна вода для жизни и почему её нужно экономить.
7. Выключайте свет. Выходя из комнаты, не забывайте выключать свет, если у вас установлено лампу накаливания. Что касается люминесцентных ламп, то они перегорают при частых включениях-выключениях, поэтому выключайте только в случае, если выходите из комнаты более чем на 15 мин.
8. Не выбрасывайте опасный мусор в общую помойку. Расскажите ребенку, почему нельзя выбрасывать батарейки, аккумуляторы и подобные токсичные вещи в обычные свалки.
9. Выбирайте стеклянную тару вместо пластиковой. Стекло легче переделать. Кроме того, пластик часто содержит вредные вещества.
10. Используйте пищевые отходы с пользой. Если у вас есть огород или сад, организуйте участок для приготовления компоста — натурального органического удобрения для растений с пищевых отходов. Расскажите детям о простом и полезном способе переработки остатков овощей и фруктов. Несложная работа на приусадебном участке укрепит иммунитет ребенка и улучшит настроение.
11. Активируйте энергосберегающий режим техники. Компьютеры, телевизор, другая домашняя электроника имеет функцию энергосберегающего режима. Покажите детям, как установить в электронике оптимальные энергосберегающие настройки для экономии электроэнергии в течение дня, и напомните, что на ночь электронику лучше выключать. Так, выключения компьютера поможет сэкономить до 40 Вт электроэнергии в сутки.
12. Покупайте только нужные товары и не выбрасывайте лишнего. Расскажите, что ненужные вещи могут быть полезными для кого-то: их можно раздать друзьям или отнести в благотворительный фонд.
13. Выбирайте игрушки из натуральных материалов: ткани, дерева, бумаги. Такие игрушки легче перерабатываются и не вредят окружающей среде. К тому же, они безопасны для ребенка.
Задумайтесь: ежегодно мы производим более 2 миллиардов тонн мусора. Поэтому давайте сортировать его ради будущего!
Октябрь 2023-Май 2024
Проведение акций по сбору макулатуры
Тема: "Собери макулатуру-спаси дерево".
Цель: формирование ответственного отношения к энергоресурсам и привлечение внимания к проблеме утилизации отходов, улучшение общеэкологической обстановки.
Конкурс экологических методических разработок, дидактических игр и пособий.
Апрель 2024