Питание

По всем вопросам, касающимся питания, обращаться к заведующему по следующему номеру:

  Код Телефон Время работы

Томашук Светлана Генриховна

Заведующий ГУДО "Детский сад №50 г.Бреста"

8 0162 59 02 27 Согласно графику работы 
свернуть

Оплата питания в детском саду

Совмин 23 августа 2023 года принял постановление № 555, которым предусмотрено увеличение норм расходов на питание обучающихся в учреждениях образования. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале и официально вступили в силу.

Напомним: цены на питание в белорусских садах и школах обычно меняются дважды в год – зимой и летом. В прошлом году пересмотрели возрастные группы ребят. Воспитанников детских садов сейчас распределяют на 2 категории – от 1 до 3 лет и от 3 до 7 лет. Среди школьников также выделяются 2 группы – 6-10 лет (начальные классы) и 11-18 лет (5-11-е классы).

23 августа 2023 Правительство подписало постановление № 555. Документом, опубликованном на Национальном интернет-портале 26 августа, вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».

Детские сады

Портал 1prof.by собрал актуальную стоимость питания детей в яслях, детских садах, санаторных садах, дошкольных центрах развития ребенка.

При длительности пребывания в детском саду 10,5 часов родители платят:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 3,59 руб. в день (ранее – 3,26 руб.) – в месяц получается около 80 руб;
  • на ребенка от 3 до 7 лет – 4,71 руб. в день (ранее – 4,24 руб.) – около 100 руб. в месяц.

При длительности пребывания в саду 12 часов:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 4,62 руб. в день (ранее – 4,16 руб.) в день – около 100 руб. ежемесячно;
  • на ребенка от 3 до 7 лет – 5,71 руб. в день (ранее – 5,14 руб.) – примерно 125 руб. в месяц.

Денежные нормы расходов на питание в санаторных детских садах (12-24 часа) чуть выше:

  • на ребенка от 1 до 3 лет – 5,97 руб. в день (ранее – 5,28 руб.);
  • на ребенка от 3 до 7 лет – 7,27 руб. в день (ранее – 6,52 руб.);
  • на ребенка от 3 до 7 лет (диета П) – 7,33 руб. в день (ранее – 6,51 руб.).

Также повышены и денежные нормы расходов для указанных категорий обучающихся, проживающих на территории радиоактивного загрязнения.

Льготы по оплате за питание для воспитанников дошкольных учреждений:

  • на 30 % стоимость снижается для семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад.
  • на 50 % меньше платят семьи с 3-мя и более детьми до 18 лет; семьи, проживающие на территории радиоактивного загрязнения; опекуны, приемные родители, родители-воспитатели детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Не взимается плата с:

  • родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • членов некоторых семей военнослужащих (полный список смотрите на Национальном правовом портале).
свернуть

Составление рациона питания в учреждении дошкольного образования.

Составление рациона питания

в учреждении дошкольного образования.

Питание воспитанников в учреждении дошкольного образования организовано на основе примерного двухнедельного рациона (10 -дневного меню).

Примерный двухнедельный рацион разработан инженером-технологом по питанию отдела образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г. Бреста Морозовой М.В. с учетом:

  • Норм питания для соответствующих видов учреждений дошкольного образования и в зависимости от длительности пребывания;
  • Норм потребления пищевых веществ и энергии для детей;
  • Сезонности (лето-осень, зима-весна)
  • Рекомендуемого объёма (массы) блюд
  • Утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста, сборников рецептур блюд диетического питания и других технологических нормативных правовых актов.

В примерном двухнедельном и дневном рационе учтены требования и принципы детской диететики:

  • Основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) в течение дня предусматриваются через каждые 3,5- 4 часа;
  • Распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи составляет:

- при 3- разовом питании (10,5 - часовой режим пребывания) на завтрак – 20-25 % от общей калорийности суточного рациона, обед – 30-35 %, полдник – 25%, домашний ужин – 20-25%;

- при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) на завтрак – 20-25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30-35 %, полдник-10-15%, ужин – 20-25 %, домашний ужин – 15 %;

- при 24-часовом режиме пребывания за 1 час до сна детям необходимо дать стакан молока или кисломолочного продукта и булочку или печенье( 10% от общей калорийности суточного рациона)

  • Питание воспитанников является щадящим по химическому составу.

 Составление дневного рациона питания осуществляется на основе примерного двухнедельного рациона питания. Меню составляется отдельно для детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет.

 Основное условие рационального составления меню – его разнообразие, в отношении как подбора продуктов, так и вкуса и способа их приготовления.

Не допускается повторение одного и того же блюда в течение трех дней. В период оздоровления (с 1 июня по 30 августа) в рацион питания детей в обязательном порядке ежедневно  включаются фрукты.

 

   Уважаемые родители!

С содержанием меню на текущий день Вы можете ознакомиться на информационных стендах в детском саду.

свернуть

Этикет и правила поведения за столом

Этикет и правила поведения детей за столом

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом.

Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке. Отталкивал тарелки с едой, чавкал. В общем, устраивал из приема пищи целый балаган!

На такое поведение нельзя закрывать глаза. Обучение ребенка правилам этикета не самое легкое занятие, но вполне реальное. Ведь зная, как себя правильно вести за столом, малыш не попадет в глупую ситуацию в дальнейшем и не подведет своих родителей в гостях.

Начинать обучение можно с годовалого возраста. Для начала достаточно показывать на собственном примере. Ребенок будет смотреть, как поступает мама и непроизвольно ей подражать.

Чем позже позднее вы начнете обучение этикету, тем сложнее ребенку будут поменять свои старые привычки в лучшую сторону. Не затягивайте!

Важные нюансы по подготовке к употреблению еды

Кроха должен знать, что самое важное в подготовке к трапезе- это чистые ручки. Пока он не может помыть их сам, процедура входит в обязанность мамочки.

К двухлетнему возрасту малыш должен уже сам мыть руки перед едой, если он забывает, то задача родителей напоминать ему об этом.

Маленьким мальчикам отец должен показать, что нужно быть джентльменом. То есть маму, сестричку и бабушку надо всегда пропускать за стол первыми, помогать достать что-то тяжелое, оставлять лакомый кусочек. Такое поведение в дальнейшем превратит малыша в настоящую опору для своих близких.

Совсем крошку за столом надо посадить в специальное кресло. Не забывайте, что ребенок должен сидеть на одном уровне со взрослыми, чтобы он мог чувствовать себя полноправным членом семьи. Лучше всего по левую сторону от матери, чтобы в случае чего, она могла помочь крохе.

Кормление всегда должно происходить за кухонным столом. Это отложится у ребенка и поможет ему серьезно относиться к еде и уважать труд старших. Кроме того, дайте четко понять малышу, что нельзя хватать куски, когда мама готовит или накрывает на стол.

А приступать к еде можно только после пожелания домочадцам «Приятного аппетита».

На заметку! На совсем маленького ребенка надевают специальный защитный нагрудник, а колени закрывают салфеткой из ткани. Детям постарше кладут только на коленки тканевую салфетку, а под тарелку бумажную, чтобы вытереть щечки и ротик.

Основные правила поведения дошколят за столом

Наличие норм поведения за столом у крохи очень важно. Но не перегружайте ребенка, пока еще ненужными знаниями. Например, разницей в бокал, ложках и вилках.

  • Приступать к приему пищи, только после того за стол сядут все.
  • Нельзя разговорить с полным ртом. Есть молча, не петь и не кричать.
  • Еда –это не игрушка. Есть спокойно, не кривляться и не баловаться.
  • Локти на обеденном столе недопустимы.
  • Если нужен столовый прибор, то попросить подать его, а не тянуться за ним через весь стол.
  • Всю свою порцию в тарелке нужно съесть.
  • В тарелке нельзя ковыряться руками, а тем более выплевывать еду.
  • Грязные руки и ротик вытирают салфеткой.
  • По окончании трапезы за еду нужно вежливо поблагодарить.
  • Нельзя покидать стол, если присутствующие еще не доели. Уйти можно с разрешения взрослых.

Как приучить пользоваться приборами

С 3 лет ребенка можно начинать обучать пользоваться не только ложкой, но и вилкой. Но нельзя оставлять его одного с этими приборами. А с 5- 6 лет можно начинать учить пользоваться ножом. А чтобы обучение проходило в более веселой форме, крохе можно подарить свой набор столовых примеров, например, украшенный веселыми фигурками из полимерной глины.

Малыш должен четко запомнить, что вилку держат в левой руке, а нож в правой. Первые блюда едят из глубокой тарелки, а вторые из мелкой.

Правила пользования ножом для рыбы, кокотницей, десертными ложками лучше оставить для школьного возраста.

Кроме того, в этом возврасте ребенок должен разбираться в общих чертах, какие продукты едят руками, какие с помощью столовых приборов.

Ребенка от 5 лет и старше можно начинать обучать правилам сервировки стола.

На заметку! В гостях за стол принято первыми садиться за стол взрослым. Детям обычно предусмотрен отдельный стол. Объясните это малышу, чтобы он спешил расположиться за столом.

Общие советы

  • Исключите назидательный тон, говорите мягко, рассудительно, но настойчиво. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чтобы он сам хотел узнать побольше.
  • Тщательно следите за своими манерами, не позволяйте себе не соблюдение этикета за столом. Ведь личный пример –это лучший урок.
  • Проводите обучение в игровой форме. Можно взять любимых кукол, солдатиков, мягких игрушек и устроить им праздничный ужин. На их примере показать, как правильно себя вести. Пусть малыш сервирует игрушечный стол и будет ответственным.
  • Начиная с двухлетнего возраста ребенка можно привлекать к подготовке трапезы. Он может красиво разложить салфетки, расставить тарелки и чашки, принести хлеб. Совместная работа родителей и малыша очень сближает.
  • На примере мультфильмов и красочных книжек подробно разбирайте правила этикета за столом. Такой способ хорошо откладывается в памяти ребенка.
свернуть

Как правильно пользоваться столовыми приборами

Как пользоваться столовыми приборами

Нож еще с древних времен был универсальным предметом. Нож использовали на охоте, на войне, им пользовались и за столом. Проходило время, привычки, и потребности людей менялись, стали появляться ножи, которые отличались друг от друга по своему предназначению, в результате возник особый вид — ножи столовые.

Все столовые ножи имеют тупой овальный конец лезвия. Так сложилось исторически, так как острый нож мог стать оружием в жесткие прошлые времена. Ложка появилась позже ножа, но раньше стала столовым прибором. Ложку и нож носили с собой за голенищем сапог. У богатых были специальные футляры для ложек.

В далекие времена столовые приборы принято было носить с собой, так как было неизвестно, где придется пообедать. В пятнадцатом веке в Европе в обиходе появляется вилка. Вилка появилась в ограниченном количестве и начала пользовалась только знать. У первых вилок, привезенных в Россию Петром Первым, было два зубца.

Постепенно вместе с изменениями формы вилки увеличивалось количество зубцов. Со временем их стало три, а затем и четыре. 

Сервировка стола

Как пользоваться столовыми приборами 

Согласно как этикету, существует несколько правил пользования столовыми приборами в ресторанах. Каждому блюду соответствует определенный столовый прибор.

Закуски:

  • Застолье по правилам начинается с закусок. Закусочными столовыми приборами являются: вилка и нож. По длине закусочный нож равен диаметру особой закусочной тарелки. Допустимо, если нож немного длинней. У вилки длина может быть несколько меньше.
  • Закусочные столовые приборы положены для каждой холодной закуске и некоторым горячим блюдам (к яичнице, блинам, жареной колбасе или ветчине). Далее на стол приносят первое и второе основные блюда. По правилам этикета надо поменять столовые приборы.
  • У столового ножа длина так же должна соответствовать диаметру столовой тарелки, ложка и вилка могут быть немного короче. Если на столе нет специальных приборов, столовая вилка, ложка или нож используются для того чтобы накладывать порции из общей тарелке в отдельную тарелку. 

Рыба:

  • Для блюд из рыбы принято подавать приборы для рыбы, это — специальный нож и вилка. По внешнему виду нож напоминает лопатку и у него тупой конец. У вилки, предназначенной для рыбы четыре зубца. Они короче зубцов классической вилки. Столовые рыбные приборы зачастую нужны только для горячего рыбного блюда. 
  • Вилка для шпрот — довольно редкий подсобный прибор, у нее широкое основание и пять зубчиков, которые соединены между собой перемычкой. Эту вилку можно пользовать не только для шпрот, но и для другой рыбы, например, сардин.

Десерт:

  • К десерту тоже подают специальные приборы, это десертная ложка, вилка, нож. Десертный нож имеет острый кончик, у десертной вилки три зубчика. К сырутортупирогамдыниарбузу тоже положено класть десертный нож и вилку. 
  • Десертной ложечкой едят сладкие блюда, которые не надо разрезать — мороженое, ягодный мусс, сладкую кашу, ягоды со сливками. Неправильно подавать десертную ложку для бульона в чашке. Легкий бульон или суп, который подали в чашках, следует выпивать. Из таких чашек неудобно есть даже десертной ложкой. 
  • К фруктам, которые будут на десерт, положено класть собственные столовые приборы. Нож и вилки для фруктов несколько меньших размеров, чем десертные. 

Напитки:

  • Для кофе и чая используют отдельные ложечки – кофейную и чайную. Чайную ложечку можно использовать еще для яиц, сваренных всмятку, какао, коктейлей. А маленькую кофейную ложечку подают к кофе эспрессо или к кофе, сваренному по-восточному. 

Как правильно пользоваться вспомогательными столовыми приборами

Существуют еще вспомогательные столовые приборы. К ним относятся: ложки, ножи, вилки, щипцы. Есть еще приборы для масла, сыра, также нож-пила для резки лимона.

Вспомогательными вилками подают сельдь (двухрожковая), длинной вилкой с двумя зубчиками — раков, крабов, креветок, вилкой с тремя зубчиками мидии и устрицы

Из вспомогательных ложек можно назвать специальную ложку для салата. Известный всем половник, которым разливают суп, компот, кисельмолоко — это тоже ложка. Для соли служит совсем маленькая ложечка, она кладется в солонку.

Среди вспомогательных столовых приборов можно назвать еще щипцы. При помощи больших кондитерских щипцов можно перекладывать мучные изделия. Малыми кондитерскими щипцами перекладывают сахар, зефир, шоколадные конфеты, мармелад

Нельзя не сказать о столовых лопатках. Икорная лопатка служит для перекладывания  Специальной прямоугольной лопаткой перекладывают мясные и овощные блюда. Малая фигурная лопатка предназначена для паштета. 

К столовым приборам принадлежат и деревянные палочки для еды. Они появились вместе с блюдами китайской, японской и корейской кухни. В этих странах палочки — традиционный столовый прибор. Различают деревянные, костяные, пластиковые, металлические палочки. 

Общие правила пользования столовыми приборами:

  • Нож никогда не держат в левой руке.
  • Ложку или вилку подносят ко рту. Когда подносят ложку или вилку, их держат параллельно столу. На горячее блюдо не дуют.
  • Если нужно наклонить тарелку, чтобы доесть остатки супа, ее правильно наклонять в положении от себя.
  • На время паузы в процессе приема пищи, столовые приборы кладут на тарелку, рядом с едой.
  • По окончании приема пищи, приборы следует оставить на тарелке параллельно друг другу.
  • Нож располагают острием к вилке. Это означает, что тарелку можно убрать.
свернуть